Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-
своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной
ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие
ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий,
направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в
себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность,
предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу, лишь жалуются на
сложную жизнь и фактически, не решая никаких проблем, впадают в
депрессию. В потоке разных событий мы сталкиваемся с трудностями. Для
одного - это поиск работы и л и смена места жительства, для другого –
собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни
близких и родных людей. Так было, есть и будет всегда.
Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых
семей и народов.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между
тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое
несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует
достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций,
которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся
человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным
жизненным опытом, неизбежно встретится с чем-то для себя неожиданным,
неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей
в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать
причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к
нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими
нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные
неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития
личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных
вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
-
В процессе социального воспитания детей задействованы разные социальные институты, важнейшими из которых являются семья и образовательная сфера.
-
В процессе социального воспитания детей задействованы разные социальные институты, важнейшими из которых являются семья и образовательная сфера.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Виды помощи неблагополучным семьям:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь,
социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.
2. Педагогические услуги:
– педагогическая помощь детям в защите их интересов;
– консультативная помощь родителям и детям;
– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы
детей;
– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом,
неврозами;
– содействие культурно-досуговой деятельности детей;
– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности
детей-инвалидов